Как поможет курянам новая схема перехода между пенсионными фондами

Процедура переходов клиентов между пенсионными фондами станет более прозрачной и понятной. Изменения заработают с 1 января 2019 года. Новые нормы законодательства требуют разъяснения, за ними мы обратились к управляющему Отделением по Курской области Главного Управления Банка России по Центральному федеральному округу Евгению Овсянникову.

 - Евгений Викторович, в первую очередь поясните, чем вызвана необходимость внесения изменений в действующий порядок перехода между пенсионными фондами?

- Сейчас одна из основных проблем переходов в системе обязательного пенсионного страхования заключается в том, что человек общается только с новым фондом, который заинтересован в привлечении клиента и не раскрывает всей информации о рисках и возможных потерях при расставании со старым фондом. Как свидетельствует статистика обращений, поступающих в Банк России, граждане в основном жалуются на незаконный перевод пенсионных накоплений из одного НПФ в другой без их ведома.

 - А как возникают такие ситуации?

- Проблема в том, что человек общается с агентом, который заинтересован в переходе клиента. Иногда агент предлагает по номеру СНИЛС и личным данным узнать, сколько же накопилось на счету будущего пенсионера… А через некоторое время человек обнаруживает, что без его ведома пенсионные сбережения переведены в другой фонд, а доход от накоплений потерян – так поступают нечестные агенты. Но даже если человек поддается на уговоры агента добровольно и досрочно переходит из одного фонда в другой, он в большинстве случаев рискует потерять инвестиционный доход. Новый фонд заинтересован в привлечении клиента и умалчивает о рисках и возможных потерях. Как результат – ежегодно россияне теряют на досрочном переводе пенсионных накоплений внушительные суммы инвестиционного дохода.

 - Как именно новый закон позволит решить эту проблему?

С 1 января 2019 года для того, чтобы перевести пенсионные накопления из одного пенсионного фонда (негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или Пенсионного фонда России (ПФР)) в другой, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России. До 1 декабря сделать это можно двумя способами: через личный кабинет на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/) или в территориальном органе ПФР, перечень которых указан на сайте http://www.pfr.ru/. Сделать это можно как самостоятельно, так и поручить своему представителю с нотариальной доверенностью.

 - То есть недобросовестным агентам не получится подать заявление о переводе без ведома инвестора?

- Именно так: в новой схеме нет агента. Принятый закон позволит сделать процедуру переходов клиентов между пенсионными фондами прозрачной и понятной. Хочу обратить внимание: в зависимости от того, когда планируется фактический перевод денег, можно подать заявление о переходе или заявление о досрочном переходе. В первом случае средства будут переведены через 5 лет без потери инвестиционного дохода. Во втором случае деньги будут переведены на следующий год после подачи заявления, но доход от инвестирования средств передан не будет.

             - Как человек узнает – сколько же он может потерять?:

- Принятый закон предусматривает обязательное информирование гражданина о размере теряемого инвестиционного дохода, учтенного на его счете, при подаче заявления о смене страховщика через ЕПГУ или непосредственно в ПФР. Каков размер теряемого инвестиционного дохода, гражданин будет знать сразу при подаче заявления. Таким образом, у каждого будет возможность взвесить все за и против и сделать осознанный выбор.

Заявление о переходе получит не только фонд, с которым гражданин заключает новый договор, но и фонд, с которым у него уже заключен действующий договор обязательного пенсионного страхования. Эта схема позволит текущему фонду донести до своего клиента информацию обо всех рисках досрочного перехода. Таким образом, у человека будет реальная возможность оценить все «за» и «против» и сделать осознанный выбор.

 - А если человек уже подал заявление о переходе в другой фонд, но еще раз все обдумал и решил, что сделал неверный шаг – сможет он отказаться от перехода?

- Если гражданин передумал переходить в другой фонд, то до 31 декабря необходимо подать в ПФР уведомление об отказе от смены фонда. Уведомление может быть подано теми же способами, что и заявление о переходе. Все поданные заявления, а также уведомления об отказе от смены фонда вне зависимости от способа подачи будут доступны в личном кабинете на портале госуслуг.

Оформить ОСАГО станет проще

С сентября 2018 года курянам станет проще приобрести электронный полис ОСАГО – в помощь автовладельцам Банк России изменил порядок покупки через интернет полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.

Установленные Банком России  критерии позволят сделать процесс заключения электронного договора ОСАГО проще, а сервис электронных продаж станет более удобным для автовладельцев. Кроме того, принятые новации будут способствовать не только  пресечению злоупотреблений со стороны участников страхового рынка, но и борьбе с мошенничеством.

«Теперь разрешено составлять ключ простой электронной подписи только из латинских букв и цифр, - объясняет управляющий Отделением Курск ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников. - Это позволит автовладельцу избежать ситуации, когда он не может зарегистрироваться в личном кабинете на сайте страховщика, потому что в ключе используются похожие по написанию русские и латинские буквы».

Обозначены в документе и случаи, когда электронный договор ОСАГО можно заключать через сайт Российского союза автостраховщиков (это называется системой гарантирования). При этом страховщик обязан фиксировать в своей информационной системе переход страхователя в систему гарантирования. Это сделано для контроля правомерности использования данной системы, в том числе и со стороны Банка России. Такой подход должен обеспечить доступность электронного ОСАГО.

«Вводятся меры и для снижения риска мошеннических действий: установлены требования к отсканированным копиям документов, которые страхователь загружает на сайт страховщика. Установлено правило, что договор е-ОСАГО не может вступать в силу ранее трех дней с даты его заключения. Кроме того, на один номер телефона можно зарегистрировать только один личный кабинет страхователя на сайте страховщика»,- добавляет Евгений Овсянников.

СМС-мошенники «блокируют» карты

Одним из самых распространенных способов мошенничества с банковскими картами является рассылка СМС-сообщений от лица банка с уведомлением о блокировке карты. Как правило, такое сообщение не обращается конкретно к держателю карты по фамилии, имени и отчеству и содержит призыв позвонить по определенному номеру для того, чтобы отменить блокировку.

Жертвой такого мошенничества стала 30-летняя Светлана,  жительница Курска. Девушка перезвонила по указанному в сообщении номеру, чтобы не произошло блокировки её карты. В телефонном разговоре «сотрудник банка»  пояснил: чтобы отменить блокировку, ему нужны некоторые реквизиты её карты. После того, как девушка в растерянности сообщила номер карты и свой CVV-код, её заверили, что работа карты будет восстановлена через 10 минут и можно пройти к банкомату и проверить её работоспособность. При проверке выяснилось, что с карты были списаны все средства. Тогда-то она и поняла, что стала жертвой мошенников.

Об этой схеме обмана давно известно многим. Тем не менее, этот способ – один из «лидеров» по числу причин краж. Бывает, что злоумышленники не пытаются выманить из своих жертв информацию о реквизитах их карт, а делают звонок на свой номер оплачиваемым по отдельному тарифу. Для получения денег им достаточно просто потянуть время как можно дольше, чтобы списать с номера абонента как можно больше средств.

 Главное в такой ситуации – сохранять спокойствие и не выходить на связь с отправителем СМС по телефону, указанному в сообщении. Необходимо связаться с представителем своего банка (номер его указан на карте) для подтверждения статуса карты и сообщения о попытке мошенничества.

«Если вы стали жертвой мошенников, немедленно сообщите в банк о происшествии по телефону, а затем и в письменном виде. Также о хищении следует сообщить в полицию», – рекомендует управляющий Отделением Курск ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников.

Получив  заявление клиента, банк проводит служебное расследование, по результатам которого принимает решение. На возмещение ущерба можно рассчитывать, если держатель карты не нарушал условия ее использования, соблюдал меры по безопасности, и обратился в банк не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершении операции. В соответствии с законом банк рассматривает заявление не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций – не более 60 дней.

«Имейте в виду, если кража денег с карты стала следствием вашей собственной неосмотрительности, если вы сами сообщили преступникам свои персональные данные, банк может не возвращать деньги», – поясняет Евгений Овсянников.

Мошенники убедительно просят подтвердить перевод

В конце июня президент России Владимир Путин подписал закон о противодействии хищению средств с банковских карт. Он вступает в силу 26 сентября 2018 г.

В соответствии с новым законом банки могут остановить операции по счету, если заподозрят, что те осуществляются без согласия владельца. Например, перевод денег с карты. В этом случае банковскую карту блокируют на срок до двух рабочих дней, а клиент получает от банка запрос о подтверждении транзакции, на который может ответить по смс или по электронной почте. За это время банк должен связаться с держателем карты и узнать детали перевода.

Если человек подтверждает, что это был он, то перевод разрешат и сразу же разблокируют карту. Если же выйти на связь с держателем карты не получится, а он сам за это время не объявится, через два дня карту все равно разблокируют и разрешат перевод.

Сейчас Банк России разрабатывает перечень признаков подозрительных операций.

Закон еще не вступил в силу, но некоторые люди уже получили письма или смс-сообщения с таким содержанием: «В рамках закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ ваша карта заблокирована, подтвердите последнюю операцию по е-mail или по телефону».

Такие сообщения рассылают не банки, а мошенники, нашедшие очередной способ завладеть сбережениями граждан.

«Человек, обнаружив такое сообщение, волнуется и начинает звонить по указанному в смс или письме номеру, чего делать не стоит, – предупреждает управляющий Отделением Курск ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников. – Ему отвечает якобы сотрудник службы безопасности банка, и рассказывает, что с его карты пытались перевести крупную сумму, но банк вовремя принял меры, и теперь, чтобы перевод прошел, владелец карты должен свое решение подтвердить или опровергнуть. Попутно «сотрудник банка» уточняет фамилию и инициалы клиента, номер карты, просит назвать ПИН-код или CVV-код, и сообщить пароль, который только что пришел на телефон в смс-сообщении, утверждая, что эти данные нужны успешной разблокировки карты».

На самом деле, пока пользователь судорожно «спасает» свои сбережения, мошенник проходит регистрацию в системе онлайн-банка. Пароль, который пришел владельцу карты и «нужен для разблокировки», на самом теле требуется преступнику для завершения регистрации (это, кстати, сообщается в смс, на которое человек, волнуясь, просто не обращает внимания) и получения доступа к финансам гражданина. Как только мошенник получает заветный пароль, все деньги со счета излишне доверчивого клиента тут же списываются.

Евгений Овсянников рекомендует: «Чтобы не попасть на удочку хитрых мошенников, как до, так и после 26 сентября помните об этой мошеннической схеме. Смс-сообщение с незнакомого адреса или телефонного номера должно вас насторожить. Получив сообщение о блокировке карты, не спешите. Позвоните в свой банк – обязательно по тому телефону, который значится на оборотной стороне карты или в договоре с банком, – и все выясните. И запомните: настоящие банковские сотрудники никогда, ни при каких условиях не станут спрашивать ПИН-код или код CVV».

Жителям Курской области выдано 25,7 млрд рублей кредитов

За пять месяцев года жителям Курской области выдано 25,7 млрд рублей кредитов. Накопленный ссудный портфель физических лиц в регионе составил 80,4 млрд. рублей, продемонстрировав прирост с начала года на 16,1% .

«Усиление кредитной активности населения отмечалось по всем направлениям - уточняет управляющий Отделением по Курской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников. - Мы зафиксировали за январь – май 2018 года увеличение в 1,7 раза объемов ипотечного кредитования и на 30,6% потребительского по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

На 01.06.2018 на территории Курской области действовали 1 региональный банк, 3 филиала банков, головная организация которых находится в другом регионе, а также 237 обособленных структурных подразделения (дополнительные, операционные, кредитно-кассовые офисы и операционные кассы).

Информация о результатах деятельности кредитных организаций в областях, входящих в ЦФО, представлена в электронной версии издания «Статистический бюллетень Банка России» №6 за 2018 год на официальном сайте www.cbr.ru.

Перейти на новую версию сайта